night-photo.ru /статьи

Штатив, ч. 1

Ночная фотография и использование штатива.

Многие задаются вопросом – а как фотографировать ночью, когда в автоматическом режиме выдержка становится значительная и кадр смазывается? А ведь ночные города очень красивы! Тут на помощь приходит всем известное приспособление – фотоштатив или трипод.

Роль штатива трудно переоценить при ночной фотографии. Я бы отвел ему первостепенную роль, и это очевидно: при экспозициях, которые соответствуют ночной фотосъемке, без него почти невозможно обойтись. Ночью или при плохом освещении невозможно получить качественное изображение, как днем. Такие ситуации возникают и в туристических поездках при ночных прогулках по городу, и в горах при фотографировании призрачных контуров скал.

Я пользуюсь двумя штативами: дешевым китайским noname, купленным в Китае за $10 и штативом Rekam RT-M42, тоже недорогим. Есть еще крохотный для мыльницы, но им я почти не пользуюсь, хотя и вожу его с собой. У каждого есть свои плюсы и минусы.

Дополнение от мая 2010: купил себе карбоновый штатив VELBON GEO E540L с головой PHD-41Q. Покупку сделал на фотофоруме, оказалось дешевле чем в магазинах на 2000 р (почти 20%). Штатив легкий, прочный, удобный.

65b1f86515a5f8649895cf6513ac1282

Голову взял не самую крутую – сравнивал при покупке. Более дорогая голова уж больно большая, а у моей штативной головки есть несомненный плюс: одна ручка отвечает за две степени свободы.

16085321b23c3cb58ba365c85907a6b2

Уже испытал этот карбоновый штатив в Стамбуле – скоро будет репортаж.

У примитивного китайского штатива есть одно существенное достоинство – он невысокий и четырехколенный. Соответственно, он влезает даже в рюкзак и его я беру с собой в короткие командировки, когда не знаю, смогу ли я вообще выбраться на ночную фотосъемку. Однако его компактность приводит к следующим недостаткам: тонкие ноги и общая маленькая жесткость – на ветру его использовать невозможно. И еще он низкий – при моем росте выше среднего очень неудобно постоянно стоять, согнувшись в три погибели.

Штатив Rekam более серьезный

Ноги толще, трехколенный. Соответственно, более жесткий. Но и путешествую я с ним не так просто: у меня есть только один чемодан, в который он влезает без проблем :-) В другом случае я его пристегиваю самодельными креплениями к фоторюкзаку. У этого штатива есть удобный крюк для подвеса груза (чаще всего это как раз фоторюкзак) и 2D уровень для выставления горизонтали. И, самое главное – он высокий, 152 см. Конечно, это без выдвинутой центральной штангой (применять ее при ночной фотосъемке я категорически
не рекомендую). По крайней мере, на штативах этого класса – это очень сильно снижает жесткость и приводит к шевеленке.

Вообще, прочность штатива – самое главное качество при ночной и режимной фотографии: даже если Вы всю дорогу будете радоваться легкости и компактности инструмента, то можете сильно расстроится, если придется снимать на легком ветерке.

Итак, несколько нехитрых правил при выборе штатива начального уровня:

  • не надо брать штатив с “проволочными” ногами, каким бы он ни был дешевым и легким
  • обязательно полность выдвиньте все колена, что бы проверить удобство съемки на его рабочей высоте (без выдвижения центральной штанги)
  • замки на ногах штатива должны быть простыми, удобными и прочными
  • не должно быть никаких люфтов в районе штативной головки
  • желательно, что бы штатив имел крюк внизу и ручку для переноса
  • регулировочные винты должны работать так, что бы поворачивать головку можно было плавно, без рывков
  • всегда носите штатив с собой, даже если вы снимаете днем – никогда заранее неизвестно, где вы окажетесь вечером или утром :-)

В следующей заметке я продолжу тему штативов и работы с ними.

Update

…На самом деле у меня есть еще один штатив – советский из аллюминия. Т.к. он не совсем удобный – имеет только две степени у головы, и у него нет съемной площадки – только винт, я его просто кинул в багажник машины на всякий случай. И часто этот случай случается.

Вот фотография этого ветерана:

1_0936_sm

Штативы бывают цельносборные и со съемной головкой. Вторые - дороже и “профессиональнее”. Зачем нужна съемная головка? Очевидно – для разных задач!

Кратко о назначении разных типов:

  • 3D – классическая, позволяющая перемещать фотоаппарат в 3-х плоскостях: наклонять, делать вертикальные снимки и поворачивать

  • шаровая – в отличие от первой регулируется только одним винтовым зажимом. Быстро и просто, но нет четких горизонталей и вертикалей

  • панорамная – для съемки цилиндрических панорам.

Конечно, для тех, кто впервые задумался о покупке штатива, нет необходимости планировать покупку сразу всех этих типов :) Достаточно купить не самый дешевый, крепкий, подходящий по росту штатив - рекомендации описаны выше.

Удачи!

Update 2

Последняя штативная головка подходит для съемки цилинтрических панорам, причем она позволяет правильно выставлять нодальную точку (что это такое, я напишу немного позже). Штативная головка, которая позволяет снимать сферические панорамы, имеет еще одну степень свободы и выглядит вот так:

Штатив, ч.2

Ночная фотография – о некоторых приемах использовании штатива.

Самое забавное, что далеко не всегда при ночной фотосъемке нужно выдвигать ноги на всю длину – например, вот эту фотографию Спаса на Крови я сделал…

Ночной Санкт-Петербург

с полностью сложенного штатива, стоящего на ограждении мостика и на основании фонаря, да еще и придерживая рукой.

Как ставить штатив?

Основное правило, которое я стараюсь соблюдать в ночной фотографии неукоснительно – одна нога штатива должна быть выставлена только в перед. Очень легко толкнуть фотоаппарат вперед и он очень легко может упасть! Фотографировать ночью надо с утроенной осторожностью.

Конечно хорошо, когда все три ноги упираются в ровную и твердую поверхность. При фотосъемке ночного города так и получается. Как правило. Но если судьба закинет куда-нибудь на райское побережье – старайтесь “втыкать” опоры штатив в песок до тех пор, пока он не перестанет перемещаться. В песке запросто может случиться так, что стоящий на первый взгляд ровно и прочно штатив “поплывет” в самый неподходящий момент, а заметить это ночью или в сумерках очень тяжело. Особенно, при совершенно обычных ночью фотовыдержках в 5-10 минут, как на этой фотографии:

Это ночное небо в Доминиканской Республике – выдержка 8 минут, диафрагма 11, ISO 100.

В городе при ночной фотосъемке старайтесь не снимать с пролетов мостов – только с опор. Как известно, “правильный” мост всегда вибрирует, особенно если по нему идет проезжая часть. Так же не стоит снимать при проезде трамвая или жд-состава – шевеленка все равно будет.

Люди при ночном фотографировании как раз мешают меньше – их силуэты размываются и придают некую сказочность снимкам, как на этой фотографии ночного Карлова Моста в Праге:

prague09015_jfr

выдержка 15 секунд, диафрагма 19, ISO 100

Очень рекомендую использовать предварительный подъем зеркала и тросик, т.к. это сильно уменьшает вибрации в сам момент съемки. Конечно, если у Вас не зеркальный фотоаппарат и нет разъема для тросика, то можно использовать и автоспуск.

К сожалению, если у Вас нет с собой штатива, то фотосъемка ночью возможна только в том случае, если Вы хотите получить фотографию специфическую, нарочито показывающую длительность выдержки, высокий ISO и тем самым подчеркивающую замысел.

Гон-Конг

crw_8453_jfr

С проводкой, выдержка 1/20с, диафрагма 4,5, ISO400

Ночное фото без штатива, ч.1

Ночная фотография без штатива не только возможна, но иногда даже не имеет альтернативы

Если вы оказались в интересном месте и под рукой не оказалось штатива – это не значит, что для ночной фотосъемки все потеряно! Как же фотографировать ночью без штатива? Конечно те, кто давно снимает и кому приходилось много фотографировать ночью, меня поймут – штативом может служить любая устойчивая основа. В качестве такой подставки для фотоаппарата может служить любая условно-горизонтальная неподвижная поверхность: забор, парапет, ограждение набережной, камень. Мне приходилось использовать так же капот машины, велосипедное седло, причальную балку, очешник, столик в кафе и мостовую.

Однако можно использовать и вертикальные поверхности и совсем не в классическом смысле – не упираясь в них самому, а прислоняя к ним фотоаппарат для фиксации. Причем если нажать на спуск фотоаппарата для получения интересного ночного снимка сложно, может выручить автоспуск: нажав на кнопку, вы будете иметь десять секунд на приладку фотоаппарата (но лучше поэкспериментировать заранее). Ночные города предоставляют массу возможностей для ночного фотографирования.

По поводу отсутствия альтернатив: все очень просто – даже если у вас есть штатив, иногда его просто некуда поставить, просто нет места. Или он оказывается не достаточно высоким или наоборот – в сложенном состоянии слишком высоким. Или даже – его просто отбрали при входе на территорию какого-нибудь исторического места.

Тут сделаю небольшую ремарку – ночная фотография может иметь место и днем, как вы понимаете. В условиях плохого освещения внутри помещений при съемке интерьеров или малого светового потока на улице приемы ночного фотографирования одинаковые.

А сейчас – стихи примеры ночных фотографий:

Ночная набережная Нила.

В этом случае гранитное ограждение было столь высокое и широкое, что снять эти красивые лодки со штатива было невозможно. Пришлось поставить фотоаппарат на парапет, что совместно с супершириком 11-18 дало дало возможность сделать интересный кадр.

ISO100, 3s, f/6.7

Вечерний Каир

Штатив был с собой, но я сам был не один и не мог сильно задерживать группу. Поэтому я просто прислонил фотоаппарат к очень надежному железному столбу, один из которых хорошо получился на фото.

Ночной Каир. Фотосъемка ночью без штатива.

ISO200, 1/10s, f/6.7

Алебастровая мечеть в Каире

Это как раз тот случай, когда охрана на входе отнимает штатив. “Прфессиональное оборудование!” – сказали мне и отправили трипод в камеру хранения. “Как дети…” – подумал я и для этого снимка положил камеру на пол и подложил очешник, чтобы захватить людей и великолепные своды мечети.

Алебастровая мечеть в Каире фотосъемка без штатива в помещении

ISO100, 1/4s, f/8

Ночной канал Амстердама

Опять случай, когда есть штатив, но применить его по разным причинам не получается. В этот момент я был один, как обычно ночью, но в необычном месте – недалеко от Красных Фонарей Амстердама. Толпы обкуренного люда не внушали доверия, поэтому я не решился расчехлиться по полной программе (кстати, про красный квартал у меня есть отдельная серия на этом сайте и о ней будет рассказ).

Пришлось использовать в качестве штатива велосипедное седло, причем на этой фотографии я не выравнивал горизонт.

Ночной Амстердам, съемка ночью без штатива

ISO100, 6s, f/8

Ночное фото без штатива, ч.2

Итак, вы оказались в городе, где власти знают, что в этот город заезжают туристы в количестве бОльшем, чем самих жителей. И по счастливой случайности эти власти в курсе существования электричества. Поэтому однажды, путем долгих размышлений совместив эти две частицы сокровенного знания, они (власти) украсили город фонарями, подсветкой зданий, мостов и прочих архитектурных достопримечательностей. А вы решили эту красоту запечатлеть и увезти ее кусочек себе домой. Но… но штатива у вас по каким-то причинам не оказалось! Не расстривайтесь – тут вы узнаете, что штатив для ночной фотосъемки вовсе не обязателен.

Вот эту фотографию, например, я сделал в Амстердаме, положив камеру на капот древнего ситроена, запаркованного прямо у канала:

Амстердам ночью, ночная фотография

Хорошо, что в Европе не принято ставить орущие на всю улицу сигнализации, срабатывающие от чиха муравья, и я смог спокойно сделать несколько симпатичных ночных снимков.

Пройдя немного дальше, я увидел, что сквозь мост виден другой, однако сфотографировать с небережной это было нельзя – очень высоко. Поэтому мне пришлось перелезть через символическое ограждение и спуститься на причальную балку над самой водой:

crw_0748.jpg

Хорошо, что балка была сухая и ровная. Кстати – ни при каких обстоятельствах не выпускайте из рук ремень фотоаппарата! Он должен быть накручен на руку так, что бы при падении камеры сам удержался и не дал бы ей упасть. Даже при съемке со штатива я иногда оставляю ремень на шее – штатив могу толкнуть…

Следующие две фотографии я сделал поздними сумерками, прислонив камеру к стене дома:

crw_0679-2.jpg

crw_0688.jpg

Стена- почти идеальная поверхность для ночной фотосъемки: сухая, ровная, можно менять положение камеры как угодно. Конечно, если вы оказались рядом с танцующим (это голландское название домов, которые немного покосились за последние лет двести) домом, как на второй фотографии на заднем плане, то надо быть осторожнее в выборе места приложения творческих усилий ;)

Вот эту последнюю фотографию я сделал “с дерева”, прислонив камеру к стволу:

crw_0697.jpg

Заканчивая вторую часть этой заметки о ночной фотографии без штатива, хочу отметить, что это довольно увлекательное занятие -выискивать предметы – “штативы”. Оно имеет, кстати, еще и сугубо прагматическое значение: если вы попадете в поездку с группой туристов, которая вечно куда-то спешит, то у вас не будет времени расчехлить штатив и вдумчиво поснимать. Придется все делать быстро, что бы не тормозить остальных участников прогулки. Вот тогда и понадобится навык съемки ночью без штатива.

Вот так я снял эту рождественскую площать в Вене – на бегу, с фонарного столба:

crw_4568-2

Использование фото и текста

Вы можете использовать фотографии для создания обоев для мобильных устройств свободно и без ограничений. Бесплатные обои для рабочего стола мобильного смартфона - это красиво и неординарно :) Статьи о ночной фотографии вы можете использовать только с указанием активной ссылки на Сайт о ночной фотографии night-photo.ru
Хороших вам ночных фотографий!